Второй Венский Круглый стол: Меморандум

«Украина в Европе: мир и развитие»
2-й Круглый стол. 3 ноября 2014 г.
Сельское хозяйство Украины как движущая сила экономического развития и регионального и международного сотрудничестваСтабильная и модернизированная экономика Украины будет основой социального и политического благополучия страны. Экономическое развитие, опирающееся на региональное и международное сотрудничество, обеспечивает не только открытие новых возможностей для бизнеса, но и создает предпосылки для улучшения качества жизни миллионов граждан и способствует политической и экономической стабилизации в Европе. Более того, реализуя свой гигантский сельскохозяйственный потенциал и поступательно наращивая с/х производство, Украина может сыграть решающую роль в обеспечении европейской и глобальной продовольственной безопасности. Представители бизнеса Украины и Европы, ведущие экономисты и эксперты обсудили перспективы Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, а также вопросы экономического роста на основе развития агросектора. Преследуя цель поспособствовать экономическому сотрудничеству в Европе, 2-й Круглый стол в Вене определил следующие ключевые элементы реформы украинской экономики с акцентом на сельскохозяйственной отрасли:1. Устойчивое развитие экономики Украины и достижение стабильного и длительного мира в регионе возможно только в том случае, если будет обеспечено свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Необходимо максимально способствовать возможностям взаимного доступа к рынкам, которые исторически взаимосвязаны и определяют судьбу миллионов рабочих мест в регионе.2. Формирование Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока сделает возможным создание общего рынка с населением в 700 миллионов человек. Такой рынок будет способствовать реализации масштабных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики в странах, которые вошли бы в этот экономический союз. Кроме того, такие страны усилили бы свои позиции на иностранных рынках, что особенно важно в условиях, когда во всем мире формируются наднациональные экономические и политические альянсы.3. Торговые ограничения в отношениях между ЕС и Россией и между Россией и Украиной наносят экономический ущерб предпринимательству и экономике в целом, усугубляют социальное напряжение и рост безработицы. Предприятия в ЕС, в Украине и в России вынуждены работать в неравных конкурентных условиях по сравнению с другими производителями, которые не испытывают соответствующего негативного эффекта внешних нерыночных барьеров и ограничений. Прекращение санкций может быть достигнуто исключительно путем выполнения положений Минского соглашения, и все стороны этого договора обязаны приложить все усилия в этом направлении.4. Учитывая стабильный долгосрочный спрос на продукты питания, энергоносители и возобновляемые источники энергии, а также международные конкурентные преимущества Украины в сфере ведения сельского хозяйства, аграрный сектор может стать базой для развития всей экономики Украины. Сельское хозяйство способно дать импульс развитию всех отраслей, участвующих в цепочке создания стоимости сельхозпроизводства.5. Более тесная экономическая интеграция ЕС, Восточноевропейских соседей Украины и России за счет укрепления существующих и развития новых эффективных агропромышленных цепочек создаст новые возможности для бизнеса и для повышения уровня жизни граждан, особенно в сельских районах. Критически важную роль для развития конкурентоспособных агропромышленных цепочек будут играть инновации, инвестиции и обеспечение доступа к рынкам.6. Экспорт зерновых через порты и акватории Черного и Азовского морей не должен ограничиваться. За последнее десятилетие плохие урожаи или торговые ограничения в Украине и России неоднократно способствовали резкому росту цен на продовольствие на мировых рынках. Таким образом, нынешний политический и экономический кризис в Восточной Европе может привести к еще большей нестабильности международных рынков и соответствующим политическим рискам в странах, зависящих от импорта продовольствия.7. Важно обеспечить развитие открытого и прозрачного рынка земли с диверсифицированной структурой собственности, в том числе с участием иностранных инвестиций, внедрить открытые аукционы на продажу земли, упростить условия аренды земли для действующих и потенциальных арендаторов. В связи с ограниченностью возможностей доступа к источникам финансирования для приобретения земли необходимо разработать особые инструменты финансирования для малых и средних фермерских хозяйств под невысокие проценты. В рамках децентрализации системы государственного управления необходимо передать права распоряжаться землями государственной собственности местным общинам.8. Украинская сельскохозяйственная продукция должна получить (восстановить) доступ на рынки ЕС и России, что требует гармонизации соответствующих стандартов. Предметом будущих переговоров между Европейским и Евразийским Союзами должны стать санитарные и фитосанитарные стандарты и нормативы защиты потребительских прав.9. Главной движущей силой для достижения повышенной производительности и эффективности сельхозпроизводства являются инновации, и именно их внедрение позволит обеспечить доступ украинских фермеров к современных технологиям в АПК. Предпринимательская среда, поощряющая развитие среднего бизнеса, будет важнейшим стимулятором инноваций и эффективности, а также общего роста на селе.10. Государственная поддержка сельхозпроизводителей Украины должна быть целевой. В первую очередь, важно поддержать те сферы сельского хозяйства, которые создают наибольшую добавочную стоимость и формируют критическую массу занятости на сельских территориях. Также ключевой сферой государственной поддержки является модернизация и повышение конкурентоспособности национального агропроизводителя, и расширение возможностей доступа к недорогим источникам финансирования и страхования, особенно для средних фермерских хозяйств и предприятий.11. Украине необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства в сфере АПК на долгие годы вперед, учитывая большие сроки окупаемости инвестиций в этой отрасли экономики, а также особенности сельхозпроизводства (сезонность, повышенные риски в связи с зависимостью от погодных условий и от рыночной конъюнктуры). Предусмотренные Налоговым кодексом Украины до 2018 года налоговые стимулы сельхозпроизводителям должны быть сохранены.12. В рамках Договора об углублении свободной торговли между ЕС и Украиной (DCFTA), а также, возможно, в рамках сотрудничества между ЕС и Евразийским экономическим союзом необходимо идентифицировать перспективные стратегические проекты. Здесь должны быть включены проекты в отрасли сельского хозяйства, которые способствуют повышению мировой продовольственной безопасности и совершенствуют транспортную и логистическую инфраструктуру и транснациональные коридоры между Европой и Азией.13. Для стимулирования развития сельских территорий важно развивать предпринимательство на селе. Для этого необходимо внедрить механизмы частичного компенсирования местным общинам затрат на развитие сельской инфраструктуры, коммуникаций; создать эффективные инструменты финансирования деятельности малых и средних предприятий за счет льготного кредитования, реализации механизма аграрных расписок, создания товарных аграрных бирж с возможностью заключать фьючерсные и форвардные контракты; обеспечить льготный режим налогообложения малым и средним предприятиям.14. Высокая стоимость логистических операций, затратность хранения продукции, многочисленные средства и инструменты госконтроля подрывают рост и, следовательно, рентабельность агробизнеса. Более того, дерегуляция сельскохозяйственной деятельности является основой борьбы с коррупцией. Контролирующие органы не должны дублировать функции друг друга, количество плановых и внеплановых проверок бизнеса должно быть сведено к минимуму.15. Государству важно поощрять развитие сельскохозяйственной кооперации и аграрных ассоциаций для развития мелкотоварного производства, особенно посредством оказания специализированных услуг для малых и средних фермерских хозяйств, и стимулирования занятости на сельских территориях на основе опыта Германии, Польши и других европейских стран.16. Образование и квалификация специалистов сферы сельского хозяйства и управления на всех уровнях должны удовлетворять потребности современной сельскохозяйственной и пищевой промышленности. Немецкая «дуальная система образования», а также сотрудничество между компаниями и между колледжами должны выступить в качестве плана по реформированию образования в аграрном секторе. Дифференциация специализаций между университетами должна стать основой институциональной реформы высшего сельскохозяйственного образования в Украине. Украинским университетам необходимо способствовать обмену студентами, привлекать квалифицированных ученых мирового уровня, поддерживать международное сотрудничество в области научных исследований и создавать совместные магистратуры с Германией и другими европейскими странами.17. Надежная статистическая и информационная система в агросекторе способствует принятию эффективных решений и осуществлению инвестиций со стороны всех участников ведения бизнеса в цепочке АПК. Таким образом, официальная статистика в сельском хозяйстве и информация об условиях рынка должна совершенствоваться в сотрудничестве с объединениями агропроизводителей.Профессор д-р Райнер Линднер, Председатель Германо-Украинского Форума, Директор Восточного Комитета Немецкой ЭкономикиГерлинде Зауэр, директор Немецкого агробизнесового альянса/ Восточный Комитет Немецкой ЭкономикиКарл-Георг Вельманн, член Бундестага, Председатель Немецко-Украинской парламентской группы БундестагаMemorandum